Главная \ Статьи \ Бетховен. «Лунная Соната»

Бетховен. «Лунная Соната»

« Назад

Бетховен. «Лунная Соната» 03.07.2013 23:59

Едва ли можно встретить человека, не слышавшего о «Лунной сонате».
Даже на слух человек, не имеющий музыкального образования, с легкостью узнает это уникальное произведение Бетховена – «квази уна фантазиа» (в духе фантазии) – сегодня оно больше известно как «Лунная соната». Включаем ли мы телевидение, слушаем ли радио в автомобиле, мы всегда узнаем эту поразительную мелодию, которую даже дети, слушают с особым вниманием и чувством. «Соната в духе фантазии» – это название, придуманное Бетховеном.

Сонату № 14 до-диез минор для фортепиано (1800 – 1801) Бетховен посвятил своей семнадцатилетней ученице и по совместительству графине Джульетте Гвичарди – жене В. Р. Галенберга, австрийского композитора.

Во время пребывания в Вене, композитора приняли в доме Брунсвик – знатной венгерской семье, имевшей графский титул и ведшей свой род от героя крестового похода. Несмотря на это, четверо детей семейства – старшие Тереза и Жозефина и младшие Шарлотта и Франц, росли в деревенской глуши без присмотра. В 1799-м весной мать перевезла Терезу и Жозефину в Вену. В то время старшей исполнилось 24, а младшей 20 лет. Бетховен давал им уроки. Через год, летом, Бетховен знакомится с кузиной Брунсвик – Джульеттой, ей тогда было 16 лет. Джульетта недавно приехала из Италии, была легкомысленна, очаровательна, и, казалось, отвечала на страсть Бетховена. В Вене ее сразу прозвали «прекрасная Гвичарди».

Бетховен надеялся на брак и готов был преодолеть все преграды. Лето 1801 года они провели вместе. Это время казалось Бетховену восхитительной идиллией. Сохранилась и та беседка, в которой, если верить легенде, была создана «Лунная соната».

Само название «Лунная» было придумано позже, в 1832 году поэтом Людвигом Рельштабом, когда Бетховена уже не было в живых. Как ему представлялось, Бетховен в первой части хотел рассказать об образе люцернского озера в тихую лунную ночь. Но, к сожалению, нет ни единого исторического доказательства, что Бетховен подразумевал именно это. Композитор Гектор Берлиоз, имевший полное право говорить о музыке, считал, что 1-я часть сонаты описывает скорее атмосферу «солнечного дня», нежели «лунной ночи». Несмотря на это высказывание, название «Лунная» так и закрепилась за произведением Бетховена.

«Лунная соната» – одно из, наверное, самых популярных и великих творений Бетховена, впервые опубликованная в Вене в марте 1802 года. «Лунная соната» – 14-я в ряду из 32 фортепианных сонат. В основе мелодии – тема, построенная на повторении всего одного звука. Для Бетховена это характерный прием. 

Хотя некоторые и против такого приема, утверждая, что Бетховен создает произведения на трех аккордах, однако в уникальности бетховенских сонат вряд ли приходится сомневаться. Такой прием приносит его произведениям уникальность, и, даже можно сказать, «хитовую» популярность.

«Лунная соната» разделена на 3 части: 1– Adagio sostenuto, 2 – Allegretto, 3 – Presto agitato.

Первая – Adagio sostenuto – самая популярная, потрясает своей красотой и глубиной. Даже начинающий музыкант, исполняющий произведение, вряд ли испортит его своей неопытностью. Каждый такт первой части пронизан интимностью и задумчивостью. Adagio sostenuto – это медленная, мрачная музыка, что характерно, скорее, для средней части сонатной формы. Однообразное плавное движение аккордов вместе с малоподвижным верхним голосом в целом дают выразительный эффект и создают живую линию.

Вторая часть – Allegretto – требует от исполнителя более тщательного подхода. Многим кажется Allegretto слишком простым, чтобы уделять должное внимание этой части, однако всегда следует помнить, что музыкальное произведение в целом несет общую смысловую нагрузку, и каждая из частей связана друг с другом, поэтому не стоит относиться к средней части легкомысленно и превращать ее в увеселение, как бы выбрасывая ее из общего смысла всей сонаты.

Presto agitato – финал в стиле мощного бетховенского темперамента. Неудержимый порыв, стихийная мощная сила, нескончаемый поток эмоций. Ее можно сравнить разве что с бурей в ночи, мощным порывистым ветром, заканчивающимся неожиданным затишьем. Внезапное затишье – это по-бетховенски. И вновь продолжение обычного ритма жизни… Таков финал «Лунной сонаты».

Каждый раз мысленно возвращаясь к музыке, вслушивайтесь в нее сердцем! В первой части вы услышите неодолимую скорбь, какую раньше не приходилось вам испытывать, во второй – улыбку, светлую и печальную, улыбку доброго мудреца, смотрящего на нас из глубины веков, и, наконец, финал, о котором словами Бетховена можно сказать так: «Я схвачу судьбу за глотку…».



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить